Как гнездо огромной нездешней птицы спрятан в скалах почти на вершине крымской горы Мангуп-Кале древний монастырь. Про загадочную древнюю гору Мангуп и здешнюю обитель, существует столько легенд, что пересказать их невозможно, да и не нужно. Ведь прошлое этих мест гораздо интереснее всех выдуманных историй.
Монастырский комплекс представляет собой два яруса древнейших пещер, выдолбленных в скале. Ученые считают, что обитель была создана монахами еще в VI веке. Отшельники жили тут на протяжении многих веков, а сам Благовещенский монастырь был основан уже в эпоху, когда Мангуп-Кале относился к землям православного княжества Феодоро. Оно находилось под влиянием Византийской империи. Судьба древнего княжества и святой обители теснейшим образом взаимосвязаны.
Среди камня и скудной растительности, без всяких удобств, в монастыре живут монахи. Фото: travelcrimea.com
Сейчас мало кто знает, что это православное государство во время своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и тесные сообщения с Московским княжеством. Интересно, что символом рода, правившего в Феодоро, был двуглавый орел. Он имеет византийское происхождение, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе.
Княжество существовало с 13 до середины 15 века, а потом было захвачено османами. Защита Феодоро была настолько сильной, что завоеватели смогли прорваться сквозь оборону только с помощью хитрости. Тогда многие православные святыни были разрушены, в том числе и в монастыре, как в одном из духовных центров княжества. После набега завоевателей Благовещенская обитель опустела на целых 500 лет…
Одна из самых известных крымских легенд – о существовании на горе призрака - мангупского мальчика, связана как раз с этими печальными событиями. Легенда гласит, что в середине 15 века его родители, правители того древнего государства, погибли, защищая родное княжество Феодоро. Мальчик пытался спастись от захватчиков, но его заметили, и во время погони он оказался на краю пропасти. Турки кинулись к нему, чтобы схватить, но в это время скала расступилась, поглотила мальчика и сомкнулась. А сейчас, поговаривают, в тихие лунные ночи можно услышать детский плач, и увидеть призрачный силуэт. Местные жители уверены – наследник княжества Феодоро до сих пор ищет своих родных. Говорят, душа его обретет покой, если на горе в наше время родится младенец-мальчик.
Скульптура мангупского мальчика в поселении Ходжа-Сала у подножия Мангупа. Фото: otvet.mail.ru
С 2002 года и по сей день ведется восстановление Свято-Благовещенской обители. Игумен монастыря Иакинф и несколько монахов кропотливо восстанавливали пещерные храмы. Сейчас в одной из скальных церквей уже совершаются богослужения. А еще в монастыре хранится святыня, которая, по словам паломников, многих исцелила от тяжелейших болезней, когда уже никакие деньги и врачи не помогали. Это чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы, которая была создана в ХII веке. Исследователи говорят, что она является списком с чудотворной афонской иконы, которая по монастырскому преданию, была написана в Х веке.
Сейчас в монастырь на Мангупе, чтобы поклониться этому образу приезжают паломники со всего мира. Тут есть ещё реликвии — старинные фрески XIV–XV веков, образы святых высеченные в скале. Они были изучены и частично отреставрированы в 50-х годах ХХ века.
Фото: aquatek-filips.livejournal.com
Условия жизни в пещерах практически на вершине горы тяжелы и непривычны для современного человека. В монастыре нет электричества. Готовят еду на печке, выложенной в одном из гротов. Есть газовая плита, но баллоны с пропан-бутаном приходится тащить в гору на плечах. За водой нужно идти два километра, а на зиму запасать дрова. В тех местах зима суровая, ветреная, снежная, совсем не такая как в прибрежной зоне Крыма.
Из монахов тут всего несколько человек, а постоянным местным жителем был лишь один настоятель - игумен Иакинф.
В давней, мирской жизни он окончил филологический факультет Симферопольского государственного университета, многочисленные курсы повышения квалификации, работал преподавателем. В 1998 году ушел в монастырь. Его друзья стали профессорами, он – монахом. За свою жизнь настоятель сделал очень много для возрождения Благовещенского монастыря. А в свободное время он варил свой любимый борщ, подкармливал местных неформалов, которые постоянно «обитают» на Мангупе, как совершенно особый вид жизни.
Отец Иакинф и монастырский кот. Фото: torin-kr.livejournal.com
Может быть, такие люди, как отец Иакинф еще встречаются в нашем склочном мире, чтобы напомнить древнюю, как гора Мангуп, истину: не все можно измерить материальными благами, не все можно купить, даже если очень хочется.
В ноябре 2020 года отец Иакинф из горного монастыря, перебрался еще выше, в небесную обитель, так говорят о нем прихожане…
Говорят, что Мангуп принимает не всех. Кто-то не может подняться до вершины горы, хотя это не Эверест, а силы и здоровье у человека, в общем-то есть. Кого-то невыносимо гнетет атмосфера бесконечных древнейших захоронений на склонах горы среди огромных увитых плющом и покрытых влажным мхом камней. Многих настораживает лесная мрачноватая тишина и почти полное отсутствие птиц. Но если Мангуп вас принял, то вы вернетесь сюда снова и снова, всякий раз чувствуя умиротворение и прилив сил.
Много еще неразгаданных тайн хранит в себе монастырь и древняя седая гора, на которой он находится. Фото: aquatek-filips.livejournal.com
Располагается Свято-Благовещенский монастырь в 25 км от Бахчисарая. Удобно добираться сюда от посёлка Терновка или Красный мак. Или из Бахчисарая, и Севастополя на пригородных автобусах.
По материалам http://reklama-crimea.com